3 авг. 2010 г.

Превратить врага в союзника, или Разрешите сотрудникам сидеть вконтакте



С массовым развитием социальных медиа они превратились в вечный кошмар работодателя: стирая временные и пространственные границы между людьми, они позволяют сотрудникам перекинуться «парой слов» со старым другом прямо на рабочем месте. Можно ли кажущийся недостаток превратить в дополнительное преимущество?

Что такое социальные медиа?

Сам термин появился относительно недавно, но история явления начинается в 70-е годы — тогда это были электронные доски объявлений для узких сообществ так называемых «гиков» - помешанных на технологиях ботаниках, которым в он-лайне общаться было гораздо легче, чем вживую.

Сегодня социальные медиа — это ряд он-лайн инструментов для создания, развития и активного использования сети контактов. Современные социальные медиа, не просто развиваются рекордными темпами, но и постепенно проникают во все аспекты нашей жизни, делая личное пространство более прозрачным и доступным.

Термин «социальные медиа» объединяет целый ряд он-лайн инструментов среди которых социальные сети (широкого спектра — как vkontakte.ru, facebook.com; профессиональные — например, linkedin.com), социальные сети (хранилища для фото и видео), форумы-сообщества специалистов и т.п.

Не получается запретить? Разрешите или даже заставьте!

Чего только не придумывают работодатели, чтобы запретить пользоваться социальными медиа на работе! И закрывают доступ на сайты социальных сетей, и отслеживают активность сотрудников в рабочее время, и «подсматривают» за компьютерами при помощи «удаленного рабочего стола». И все без толку. Как сидели в «социалках», так и сидят. Вы никогда не поражались той потрясающей гибкости ума, которую демонстрируют самые посредственные сотрудники в попытках обойти запреты и ограничения?

Не торопитесь изливать на сотрудников праведный гнев — возьмите на заметку их креативность и используйте ее в работе. Они хотят «зависать» вконтакте или в facebook? Тогда дайте им задание, которое они должны будут выполнить при помощи этих интернет-ресурсов.

В этой статье мы рассмотрим, как можно использовать социальные сети в процессе поиска и подбора персонала.

Почему социальные медиа?

Степень проникновения интернета в нашу жизнь постоянно и неуклонно увеличивается. То же самое можно сказать и о социальных медиа. У 9 из 10 ваших знакомых наверняка есть аккаунт вконтакте; у 4 из этих 9 точно вероятно есть своя страница в facebook; а личный профайл в linkedin создан как минимум у 3. Можно игнорировать факт интернетизации и глобализации общения и вдруг обнаружить себя в вакууме. Можно возмущаться степенью открытости и доступности личной информации. А можно просто воспользоваться тенденцией и извлечь из нее максимальную выгоду.

9 уникальных особенностей социальных медиа

  1. Доступность информации. Всего несколько щелчков мышью позволят вам получить любую необходимую вам информацию — это свойство интернета принесло ему бешеную популярность. И именно эту особенность берут на вооружение создатели социальных медиа. Социальные сети и интернет-сервисы позволяют получать доступ к самой разнообразной и обширной информации за считанные секунды.

  2. Прозрачность личного пространства. Минимизация личного пространства является одной из тенденций развития сети. Многие социологи видят в этом потенциальную проблему, однако пользователи добровольно принимают решения о размещении своей личной информации в интернете. Доступность личной информации и сдвигание границ личного пространства человека позволяют наблюдать за ним и «держать связь» вне зависимости от физического расположения.

  3. Отсутствие пространственных органичений. Одна из глобальных тенденций — это общая глобализация. Это не тавтология — это тренд. Стираются границы и различия. Использование социальных медиа позволяет игнорировать пространственные и географические рамки. Что, в свою очередь, значительно сокращает время реагирования.

  4. Реагирование в реальном времени и снижение зависимости от времени. Любой он-лайн сервис или инструмент особо ценен тем, что его использование не привязывается к временным рамкам. Другими словами, обмен информацией не будет приостанавливаться из-за наступления выходных, разницы во времени, окончания рабочего дня и т.п. Исследования активности пользователей социальных сетей и интернет-сервисов показывают, что именно «нерабочее» время является пиковым. Кроме того, все больше и больше пользователей увеличивают время своего пребывания в сети благодаря использованию мобильных устройств.

  5. Отсутствие платы за использование. Использование большинства социальных медиа не будет стоить вам абсолютно ничего — если не считать оплаты услуг провайдера интернета. Многие владельца социальных сетей постепенно начинают вводить системы платного доступа к данным, однако того, что есть в свободном доступе, в ближайшее время будет более, чем достаточно.

  6. Друзья моих друзей. Социальные медиа хороши тем, что могут использоваться для постоянного расширения сети контактов, в том числе и путем отслеживания контактов ваших контактов. Механизм налаживания связей через социальные медиа отличается тем, что позволяет вам создавать цепочки контактов от тех, кого вы знаете, к тем, с кем вы хотите познакомиться.

  7. Ускорение процессов обмена информацией и принятия решения. Поскольку при использовании социальных сетей фактически полностью стираются временные и пространственные границы, сокращается время получения необходимой информации и ускоряется диалог между сторонами, как бы ни были они удалены друг от друга физически. Оперативное получение информации позволяет быстро принимать решения.

  8. Прямое общение с аудиторией. Социальные медиа позволяют сохранить «личностность» обращения при массовости его распространения. Одним постом, публикацией, «твитом» можно обратиться к миллионам читателей, но послание каждый получит лично.

  9. Целевая ориентированность. Выбор социальных медиа может определяться тем, с кем вы хотите общаться и с какими целями. Это позволяет сузить круг контактов, повысив при этом эффективность общения, а так же отфильтровать «посторонних».

7 способов использования социальных медиа в процессе поиска и подбора сотрудников

  1. Поиск кандидатов. Искать можно не только в бизнес-сообществах. Для поиска кандидата можно воспользоваться абсолютно любой социальной сетью — ведь пользователи часто указывают свои места работы и образование.

    Кроме того, в ряде случаев найти нужного человека можно через профессиональные форумы. Там, кстати, можно не только найти нужные контакты, но и проверить степень компетентности кандидата — на многих профессиональных форумах членам сообщества присваивается «репутация» в зависимости от полезности их участия в общении.

  2. Проверка подлинности информации и получение дополнительных сведений. Как говорил доктор Хаус, все врут. К сожалению, рекрутеру часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда предоставленная кандидатом информация, мягко говоря, не соответствует реальности или же не является полной. Выясняется это либо в процессе собеседования (т.е. время рекрутера окончательно потеряно), либо после принятия на работу (теперь ущерб для компании увеличивается максимально).

    Проверка кандидата по социальным сетям позволяет получить о нем ту информацию, которую он не посчитал нужным сообщить своему потенциальному работодателю — например, некоторые его личностные особенности. На самом деле подобная практика является рутинной для большинства западных компаний и многих отечественных. Нередко основанием для отклонения заявки соискателя является проверка его аккаунта в социальной сети службой безопасности компании.

    Интернет создает иллюзию бесконтрольности, анонимности и безнаказанности — именно поэтому интернет может «сдать» потенциально неблагонадежного кандидата.

  3. Поиск «специфических» талантов. Иногда нужного кандидата сложно найти «традиционным» способом — особенно если ваша работа или иначе связана с творчеством или решением нестандартных задач. Поищите блоги по теме — возможно, один из авторов окажется именно тем, кто вам нужен, а посты в блоге, покажут ход его мысли, позволив вам при этом принять максимально верное решение.

  4. Получение портфолио кандидата. При поиске например, дизайнера, фотографа, рекламщика, копирайтера или другого специалиста, которому свойственно иметь портфолио своих работ вы, конечно же рано или поздно ознакомитесь с его работами.

    Если вы получите понимание о профессиональных навыках соискателя до личной встречи, то на самом собеседовании вы сможете уделить внимание другим, не менее важным аспектам — например, личностным характеристикам, софт-скиллз и т.п.

  5. Расширение сети контактов. Социальные сети позволяют заводить знакомства относительно легко даже тем, кто отличается некоторой замкнутостью и нерешительностью. Кроме того, «контакты моих контактов» могут стать одним из источников наиболее ценных знакомств — достаточно просто выстроить цепочку от того человека, с которым вы знакомы, к тому, с кем хотите познакомиться.

  6. Повышение узнаваемости бренда работодателя. Активность компании в сети, в частности в социальных медиа, способна «сблизить» работодателя и соискателя. Интернет может (и должен) стать инструментом коммуникации видения, ценностей и стремлений компании. Это позволить привлечь в свою команду людей, чьи цели и ценности совпадают с вашими. Кроме того, социальные медиа могут использоваться для анонсирования программ для соискателей и привлечения целевых групп людей. Кроме того, само использование свежих технологий сообщает вашему «он-лайн собеседнику» вашу склонность к инновациям и первенство в вашем сегменте деятельности.

  7. Общение! Общайтесь с соискателями и потенциальными кандидатами. Сегодня на корпоративный блог зайдет гениальный подросток, а завтра он займет достойное место среди наиболее перспективных и результативных сотрудников вашей компании. Конечно, такое случается достаточно редко — но разве это повод отдавать таланты конкурентам?

Будущее неизбежно

Вне зависимости от того, верите ли вы в социальные медиа как инструмент для работы или считаете их пожирателем времени, реальная ситуация не меняется. Исследования роста количества пользователей социальных сетей и интернет-сервисов, а так же тенденций развития он-лайн-средств коммуникации говорят о том, что в недалеком будущем использование социальных медиа станет неотъемлемой частью личной и профессиональной жизни подавляюшего большинства населения земли.

Развитие социальных медиа обуславливает возникновение новых механизмов обмена информацией, распространения ее среди максимального числа получателей и ускорение процесса ее «передвижения». Это, в свою очередь, приведет к тому, что сохранять первенство в своей сфере деятельности смогут только те, кто возьмет на вооружение эти механизмы. Однако для активного использования инновативных способов ведения бизнеса тоже требуется своеобразный навык.

Одна из особенностей социальных медиа заключается в экспоненциальном темпе их развития — говоря простым языком, чем дальше, тем быстрее. Это значит, что если сегодня вы не «включитесь» в этот поток, завтра вы можете безнадежно отстать.

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

Самое читаемое